Генезис «Я» следует рассматривать в контексте Концептуальных основ функционально целостного качества. В соответствии с основами логика генезиса «Я» следующая.
Движение проявляет и структурирует себя на основании форм соотнесений.
Первая форма соотнесения – это система отсчета. Только через систему отсчета и в ней проявляется движение точки. Это очевидно. Поскольку мы говорим о движении, то речь идет не о пространстве и перемещении в нем, а о движении в четырехмерном пространстве-времени.
Вторая форма соотнесения – это функционально-целостное соотнесение. Последнее проявляет движение через систему взаимных приращений движущихся точек в дельта время. Математическим аппаратом является тензорное исчисление. Поскольку взаимные приращения определяются в дельта времени, постольку очевидно, что в функциональное целостную форму соотнесения имплантирована система отсчета, которая в то же время является не привилегированной, а оперативной. При этом, движение как физический процесс, описываемый в тензорном исчислении, являет собой инвариант, независимый от выделенной, привилегированной системы отсчета.
Но что означает отсутствие в физическом поле привилегированной системы отсчета? Это возможно только в том случае, если система отсчета (пространство-время) релятивистски подвижна. А из СТО и ОТО Эйнштейна это очевидно; при взаимных перемещениях с около световыми скоростями и при соотносимой разности гравитационных потенциалов пространство-время релятивистски подвижно. Поэтому следует к четырехмерности пространства-времени добавить ось его релятивистской подвижности, как пятую мерность. Пятая мерность – это качественная орта, а не дополнительное пространственное измерение. Добавляя пятую ось мы получаем модель оперативной системы отсчета. Это и формализовано в записи: (3+1) +1.
При этом, если потенциальная бесконечность является функцией системы отсчета, то пятая ось ее релятивистской подвижности является функцией качественной точки ряда – нуля. Ноль – это не рядоположенная точка числового ряда, а это качественная точка, абсолютно отрицающая систему отсчета. Поэтому то очевидно, что ноль и пятая ось релятивистской подвижности взаимообусловлено проявляют симметрию.
Калуце при тензоре равном пяти (т.е. пятимерности) удалось объединить электромагнетизм и гравитацию. А это объединение возможно только на основании релятивистской подвижности пространства-времени, т.е. при пятимерности. Об этом свидетельствует то, что в СТО релятивизм проявляется при соотносимых скоростях, а в ОТО – при разности гравитационных потенциалов.
Но системное сознание нынешнего эгосистемного вида оказывается воспринимать эту очевидную для метрически стереоскопичного реабилитированного сознания истину. Клейн в надуманную интерпретацию результата Калуцы заявил, что пятая мерность – это пространственная мерность, но ничтожно малая и поэтому невидимая, что никак не соответствует действительности. Поскольку это не дополнительная пространственная мерность, а качественная ось релятивистской подвижности пространства-времени. Для нынешнего академического системного сознания истина пятой оси как релятивистской подвижности пространства-времени недоступна, необходимы функциональная реабилитация сознания, метрически стереоскопичное сознание.
Итак, формы соотнесения системы отсчета и функционально-соотнесенного качества – это две диалектические противоположности. Содержание этих противоположностей (это относится ко всем диалектическим противоположностям) уникально и неожиданно своеобразно. Системная противоположность (система отсчета) проявляет себя в относительной самостоятельности. А вот функционально-целостная противоположность является уже единством противоположностей, поскольку в нее имплантирована система отсчета (смотрите выше). Поэтому представление системного сознания о том, что противоположности черное и белое в единстве дают серое – совершенно неверно. Еще раз повторим, поскольку это кардинально важно, что одна противоположность - системная (система отсчета) проявляет свою относительную самостоятельность, являясь результатом деформации функционально-целостного качества (ее гипертрофирования), а вторая диалектическая противоположность является как функционально-целостное качество в состав которой уже входит системная противоположность. Такова структура диалектических противоположностей. Подробнее об этом в следующей теме – формы соотнесения движения и их взаимообусловленные свойства.
Мы уже ранее отметили, что потенциальная бесконечность является функцией начала системы отсчета и его самого. Ноль – качественная точка, отрицающая привилегированность системы отсчета, добавляющая к четырехмерности пространства-времени ось его релятивистской подвижности. А где же актуальная бесконечность? Актуальная бесконечность является функцией функционально-соотнесенного качества.
Потенциальная бесконечность, ноль, актуальная бесконечность являют в единстве диалектически завершенный ряд в форме диалектического Объекта процессуально-целостного качества. Какова же структура Объекта? Исходя из симметрии изначального основания нервного субстрата живых систем и логического основания физического поля функционально-целостное качество как Объект реализован в форме процессуального трехфазного механизма. У живых систем его составляют фазы:
1. Чувственно-экспрессивного наполнения;
2. Чувственно-экспрессивной развертки наполнения первой фазы;
3. Считывания содержания развертки второй фазы (при чувственно-экспрессивных приоритетах первой фазы) в моторике деятельности живых систем. При этом содержание считывания может реализовываться как во вне (например в художественном методе А. Пушкина), так и быть энергетически направленным на сам функциональный актив нервного субстрата (как к примеру генезиса «Я» или при функциональной реабилитации в результате которой «Я» лишается функции начала привилегированной системы отсчета).
У А.С. Пушкина функциональная реабилитация сознания осуществилась непосредственно после публичного экзамена в лицее 8 января 1815 г. В результате которой на основании функционально-целостного сознания и был структурирован художественный метод А. Пушкина.
Трехфазный механизм функционально-целостного качества А. Пушкин в художественной форме интерпретирован в стихотворении «Осень»:
IX
... Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.
X
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
XI
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
XII
Плывет. Куда ж нам плыть?. . . . .
Со строки «И забываю мир — и в сладкой тишине…» осуществляется чувственно-экспрессивное наполнение первой фазы.
Со строки: «И тут ко мне идет незримый рой гостей,…» происходит чувственно-экспрессивная развертка наполнения первой фазы.
А со строки: «И мысли в голове волнуются в отваге,…» реализуется в третьей фазе процесс считывания содержания развертки второй фазы в моторике деятельности: «И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут".
Следует отметить изначальную универсальность трехфазного Объекта функционально-целостного качества. Именно функционально-целостное качество реализованное в форме Объекта находится в основании физического поля, жизни, эволюции и в целом движения материи. Принципы эволюционирования по Дарвину поверхностны и ограничены. В основе эволюционирования как поля, так и многообразия живых систем - функционально-целостное качество (Объект) в трехфазной реализации. У живых систем посредством него вносятся изменения и дополнения в их геном, обуславливая их направленное эволюционирование.
Чувственная экспрессия, характерная для живых систем, в физическом поле отсутствует. Фазы Объекта физического поля наполнены иным, физическим содержанием но принцип и модель Объекта едина как для поля, так и для нервного субстрата. И в этом они обнаруживают симметрию и известное тождество.
С учетом вышесказанного генезис «Я» реализован на основании трехфазного механизма функционально-целостного качества. В первой фазе трехфазного механизма предусмотрена актуализация причинно-следственных связей в моделях совместной деятельности. Во второй фазе осуществляется развертка причинного следственного содержания чувственно-экспрессивного наполнения первой фазы. А в третьей фазе происходит считывание содержания развертки второй фазы, мотивированной причинно-следственной ориентацией первой фазы развертки.
В результате срабатывания трехфазного механизма функционально-целостного качества структурируется «Я» как единое начало системы отсчета, которое является общим по отношения к моделям деятельности, структурированных на причинно-следственных связях. Так генезис «Я» осуществился практически мгновенно.
С появлением «Я» как начала привилегированного отсчета, системы отсчета - появился новый биологический вид - человек, который обрел и вошел в пространственно-временную реальность с ее неотъемлемыми атрибутами - временной категориальностью (прошлое-настоящее-будущее), оппозициями (я –не я…), дихотомией (субъект-объект) и др.
Где бы ни зарождалась жизнь во вселенной - ее внутренней целью является последовательное моделирование нервным субстратом функционально-целостного качества, на высшем привилегированном уровне эволюционирования обнаруживающего симметрию и тождество с основанием физического поля. В этом смысл высказывания Гегеля: абсолютная идея через свое инакобытие возвращается к самой себе.